Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края обратился к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации Максиму Топилину, Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину и временно исполняющему обязанности Губернатора Красноярского края Александру Уссу по вопросу возможных рисков в трудовой сфере региона в связи с увеличением минимального размера оплаты труда в 2018 году.

С 1 января 2018 года в России увеличен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 9 489 рублей в месяц. С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда будет составлять 11 163 рублей в месяц. Практически одновременно с ростом МРОТ Конституционный Суд РФ установил, что надбавки за работу в особых климатических условиях начисляются сверх МРОТ.

Красноярский край – это регион с особыми климатическими условиями, которые требуют начисления районного коэффициента и процентной надбавки. Суммарно соответствующие надбавки составляют от 1,6 (центральные и южные районы края, в том числе г. Красноярск) до 2,6 (Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Норильск).

То есть диапазон МРОТ составит с начала 2018 года от 15 182 руб. в центральных и южных районах края до 24 671 руб. в северных районах, с 1 мая 2018 года от 17 861 руб. до 29 024 руб. соответственно.

В Красноярском крае заработная плата существенно различается по отраслям экономики и территориям. Средняя заработная плата в Красноярском крае составляет 40 тыс.рублей, в  г. Красноярске — 36 тыс. руб., в районах Крайнего Севера — 68 тыс. руб.  Существуют сферы экономики, которые используют малолюдные технологии, и, соответственно, для них повышение МРОТ, как и заработной платы вообще, не столь критично. Однако наряду с этим существуют отрасли, в которых основную долю в стоимости конечного продукта составляют затраты труда. И для этих отраслей увеличение МРОТ с учетом районного коэффициента и процентных надбавок может нести серьезный ущерб. Тем более, если рассматривать такие сферы, как услуги, сельское хозяйство в условиях Сибири, легкая промышленность, торговля, где труд занимает существенную долю в общей стоимости, но при этом отрасли считаются низко доходными. Так, наивысший уровень зарплат в Красноярском крае зафиксирован в сфере добычи полезных ископаемых (89 500 руб.), в финансовой и страховой деятельности (53 900 руб.). Самый низкий уровень сложился
в гостиничном бизнесе и общепите – 22 000 руб., а также в сельском хозяйстве, охоте и рыбоводстве  24 000 руб. В результате, по предварительным оценкам, в середине 2018 года заработную плату на минимальном уровне будут получать около 30 % работников внебюджетных организаций.

В большинстве территорий края в 2018 году МРОТ, увеличенный на районный коэффициент и процентную надбавку, будет существенно превышать ВПМ (величину прожиточного минимума): в центральных и южных районах – в 1,3 раза, в районах Крайнего Севера – до 1,5 раза. В целом, в одних субъектах Российской Федерации (где не применяются районный коэффициент и процентная надбавка) заработная плата работников, занятых неквалифицированным трудом, выплачивается на уровне ВПМ, а в регионах с особыми климатическими условиями – существенно превышает ВПМ. При этом, более существенная нагрузка на фонд заработной платы при производстве однотипных товаров и услуг негативно сказывается на конкурентоспособности предприятий в регионах с особыми климатическими условиями.

Предпринимательское сообщество Красноярского края всегда с пониманием относилось к повышению заработной платы в регионе. На протяжении последних лет  Красноярский край был лидером по величине как средней заработной платы, так и минимальной ее социальной гарантии. На протяжении последних трех лет в Красноярском крае заключались региональные соглашения о минимальной заработной плате. Сегодня вопрос роста МРОТ без применения других экономических механизмов, воздействующих на развитие производства, не решит всех стоящих проблем, а может вызвать отрицательные эффекты. К ним могут быть отнесены: сокращение занятости либо путём сокращения рабочего дня, либо путём сокращения рабочих мест; снижение затрат на заработную плату путем перевода работников на долю ставки и выплата определенной части заработной платы «в конвертах»; рост производительности труда за счет оптимизации персонала в организациях; рост цен на конечную продукцию
а счет включения в них затрат на заработную плату; рост расходов для выполнения обязательств, связанных с ростом МРОТ; уход части бизнеса в нелегальный сектор или полное закрытие; разрастание неформального сектора на рынке труда, посредством трудоустройства без заключения трудового договора и другие проблемы. Важно отметить, что рост МРОТ приводит к увеличению оплаты по самому низкому квалификационному уровню на предприятии (самому низкому разряду), соответственно оплата труда по всем остальным квалификационным уровням увеличивается в соответствии с тарифными коэффициентами, заложенными в тарифную систему. Таким образом, резкое повышение МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок ставит под угрозу развитие предпринимательского сектора из-за возрастающей  нагрузки на бизнес.

В связи с этим, Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края предложил следующие меры:

  1. Пересмотр самого института установления МРОТ в России. Предлагаем перенести вопрос установлению МРОТ в ведение регионов. Субъекты РФ имеют разные условия труда, начиная от природно-климатических, и заканчивая геолого-географическими. Также регионы имеют в своем составе разную отраслевую структуру и другие особенности. Только на местах региональные власти способны дать объективную оценку ситуации в части установления минимальной социальной гарантии по оплате труда.
  2. Снижение страховых взносов для всех предприятий малого бизнеса.
  3. Освобождение от налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса с компенсацией недополученных средств от Федерального бюджета.
  4. Для качественного и более конструктивного исследования влияния роста минимальной заработной платы предлагаем провести научное исследование, которое оценит последствия роста МРОТ. Красноярский край представляет собой сложную отраслевую структуру и имеет значительную территориальную протяженность, характеризующуюся разными климатическими условиями.  Такое исследование должно проводиться
    в разрезе отдельных районов Красноярского края и отраслей экономики региона. По результатам данного исследования должны быть разработаны «амортизаторы» для предпринимательского сектора, которые бы смягчили  отрицательные эффекты от роста МРОТ. Только в этом случае увеличение МРОТ могло бы привести к максимизации положительных эффектов и нивилировании отрицательных.

Письмо СППКК о МРОТ

Пресс-служба СППКК