Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени, принятая 24 июня 1994 года в Женеве

Конвенция предусматривает принятие мер для обеспечения того, чтобы трудящиеся, занятые неполное рабочее время, пользовались такой же защитой, как и находящиеся в сравнимой ситуации трудящиеся, занятые полное рабочее время, в отношении:

  • права на организацию, права на ведение коллективных переговоров и права на деятельность в качестве представителей трудящихся;
  • безопасности и гигиены труда;
  • дискриминации в области труда и занятий.

Кроме того, в соответствии с Конвенцией приняты меры для обеспечения того, чтобы трудящимся, занятым неполное рабочее время, были предоставлены условия, эквивалентные тем, которые имеют трудящиеся, занятые полное рабочее время и находящиеся в сравнимой ситуации, в следующих областях:

  • защита материнства;
  • прекращение трудовых отношений;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск или оплачиваемые праздничные дни;
  • отпуск по болезни.

Отмечается, что положения Конвенции нашли отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации и, что Конвенция не содержит правил иных, чем предусмотренные действующими федеральными законами.

С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 500 рублей в месяц

В целях поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (за IV квартал 2015 года — 10187 рублей) повышен размер МРОТ почти на 21 процент (сейчас размер МРОТ — 6204 руб.)

(Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ)

С 1 июля 2016 года некоторые работодатели обязаны применять профессиональные стандарты

Вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ, которым устанавливается обязанность применения работодателями профессиональных стандартов, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Также определено, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Уточняющие поправки также внесены в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ; Информация Минтруда России от 10.02.2016)Федеральный закон от 23.05.2016 N 143-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"

Подписан Закон о поэтапном повышении пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

Закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Так, в 2017 году этот возраст составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин, а с 2032 года — 63 года для женщин и 65 для мужчин.

При этом с 60 до 65 лет увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе. Также будет поэтапно увеличиваться стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году и последующих годах.

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии (при исполнении полномочий от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3-х лет) — 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации и депутата Госдумы, а при исполнении полномочий 10 лет и более (ранее свыше 3-х лет) — 75 процентов).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ"О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"

Установлены особенности регулирования труда работников микропредприятий и ИП

В ТК РФ введена новая глава 48.1, согласно которой у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с законодательством отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений осуществляется с учетом установленных особенностей, предусматривающих в частности, следующее:

  • данные работодатели вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие);
  • для регулирования трудовых отношений работодатель должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами;
  • трудовые договоры заключаются на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ"О независимой оценке квалификации"

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах, о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

В Трудовом кодексе закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение независимой оценки квалификации

Определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"

Увеличен штраф за задержку зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику

Статья 5.27 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен, в том числе, штраф в следующих размерах:

  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, при повторном привлечении к ответственности — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • на ИП — от одной тысячи до пяти тысяч рублей (повторно — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на ЮЛ — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (повторно — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

В Трудовом кодексе РФ увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат. Теперь денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584

Вступил в силу 1 июля 2016 года

Учреждения начали применять профстандарты поэтапно на основе утвержденных планов

Государственные и муниципальные учреждения утверждают планы с учетом мнения профсоюзов. В планах нужно указать, какие профстандарты будут применяться и, сколько работников потребуется обучить. Кроме того, необходимо определить этапы применения профстандартов. Эти требования вступили в силу 1 июля.

В планах также должны содержаться перечень локальных нормативных актов и других документов, которые нужно изменить в связи с тем, что будут учитываться профстандарты. Речь идет о документах, касающихся, например, аттестации, сертификации и иных форм оценки квалификации работников.

Плановые мероприятия должны быть реализованы не позднее 1 января 2020 года.

Постановление Правительства РФ от 02.06.2016 N 494

Вступило в силу 15 июня 2016 года

С 15 июня изменились требования к переподготовке и повышению квалификации госслужащих

Одна из поправок предусматривает, что форму итоговой аттестации государственных гражданских служащих теперь определяет организация, которая занимается образовательной деятельностью по дополнительным профессиональным программам.

Раньше профессиональная переподготовка госслужащих завершалась обязательной государственной итоговой аттестацией в виде экзамена и выпускной квалификационной (аттестационной) работы. По окончании краткосрочной программы повышения квалификации нужно было сдать экзамен в форме тестирования, а долгосрочной — еще и защитить итоговую работу.

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р

«О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров»

Базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров будет АНО «Национальное агентство развития квалификаций»

На Агентство возложены, в частности, следующие функции:

  • методическая и консультационная поддержка работодателей, их объединений, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации рабочих кадров;
  • осуществление мероприятий по повышению престижа рабочих профессий;
  • подготовка и распространение методических и информационных материалов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с профессиональными стандартами.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2017 года.

«Письмо» Минтруда России от 15.08.2016 N 16-5/В-421

«О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы»

Минтрудом России представлена рекомендуемая форма справки о среднем заработке по последнему месту работу

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2002 N 891, устанавливают, что при постановке на регистрационный учет граждане вправе предъявить в том числе справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. При этом форма такой справки на федеральном уровне не утверждена. Письмом предлагается рекомендуемая форма такой справки. В нее предлагается включать:

  • наименование предприятия, организации, воинской части, в которой выполнял работу (проходил службу) гражданин;
  • средний заработок за последние 3 месяца цифрами и прописью;
  • сведения о продолжительности оплачиваемой работы (службы) за последние 12 месяцев, которую имел гражданин, а также сведения об условиях работы (полном или неполном рабочем дне);
  • сведение о наличии в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, периодов, не включенных во время оплачиваемой работы;
  • основание выдачи справки (лицевые счета, платежные документы);
  • подписи руководителя и главного бухгалтера организации, оттиск печати.

Кроме того, разъяснено, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме, но содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, то оснований для отказа в ее принятии нет.

С 2017 года в отдельных случаях при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, теперь обязано предъявить работодателю справку о том, является или не является оно подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Речь идет о случаях поступления на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Справка выдается МФЦ в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 230-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03.08.2016 N 755)

Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года); Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)

Работодатели с 2017 года смогут направлять сотрудников на независимую оценку квалификации

Процедура независимой оценки квалификации вводится с 1 января. Оценка поможет определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в НПА.

Если работодатель решит направить сотрудников на такую оценку, ему потребуется при определении перечня необходимых специальностей и профессий учесть мнение представительного органа работников. Полагаем, правило применимо лишь при наличии такого органа.

Кроме того, работодателю нужно будет получить письменное согласие сотрудников, чтобы направить их на независимую оценку. Порядок и условия направления на оценку будут определяться коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодателям, которые собираются применять процедуру независимой оценки в 2017 году, уже сейчас стоит заняться разработкой необходимых документов. Например, допсоглашений к трудовым договорам.

Независимую оценку в форме профессионального экзамена будут проводить специальные центры. Правительство уже утвердило для этого правила. Они начнут применяться также с 2017 года.

Если на независимую оценку сотрудника будет направлять работодатель, то именно он заключит с центром оценки квалификаций договор о возмездном оказании услуг. Вместе с тем допускается, что физлицо может пройти эту процедуру и по своей инициативе. Тогда заключать договор с центром и оплачивать экзамен будет сам соискатель либо иное физлицо или юрлицо.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204

"Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена"

Определены правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена

Экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет его средств, или средств иных физических или юридических лиц, либо по направлению работодателя за его счет в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата указанных услуг производится на основании договора о возмездном оказании услуг.

Для прохождения экзамена соискатель представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя, в частности, заявление о проведении экзамена с указанием необходимой квалификации, копию паспорта и иные необходимые документы.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о процедурах его проведения.

Для информирования граждан и организаций о проведении экзамена на сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям, а также в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:

  • наименования квалификаций и требования к квалификации на соответствие, которым центр оценки квалификаций проводит оценку;
  • сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
  • перечень документов, необходимых для прохождения экзамена по соответствующим квалификациям;
  • комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения оценки;
  • почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям;
  • адреса мест проведения экзамена;
  • образец заявления соискателя о проведении экзамена;
  • настоящие Правила.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 N 1315

"Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации"

Снижена допустимая доля иностранных работников хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах автомобильного грузового транспорта и прочего сухопутного пассажирского транспорта

Согласно Постановлению допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта (код по ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2 — 49.3), на 2017 год составит 30 процентов общей численности используемых работников (в 2016 году — 40 процентов); хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области грузового автомобильного транспорта (код — 49.41), — 30 процентов общей численности работников (в 2016 году — 35 процентов).

Без изменений остались квоты по следующим видам деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Постановление Правительства Красноярского края от 19.04.2016 N 184-п

"Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости"

Вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.

Порядок разработан в целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и определяет механизм реализации на территории Красноярского края специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, а именно: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края и состоящим на учете в налоговых органах Красноярского края, численность работников которых превышает 100 человек, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Резервирование рабочих мест осуществляется работодателями путем выделения рабочих мест из числа имеющихся вакантных рабочих мест, в том числе квотируемых, и (или) путем создания новых рабочих мест.

Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов — деятельность работодателя по обеспечению инвалидам условий труда (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков, другие факторы производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника), предусмотренных в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов.

Центры занятости населения организуют обучение инвалидов новым профессиям путем направления безработных инвалидов для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по рекомендуемым профессиям в рамках оказания государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.

Постановление администрации г. Красноярска от 06.10.2016 N 558

"О представлении отчетности по воинскому учету и бронированию"

Установлено, что руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности до 01.12.2016 необходимо представить отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, карточку учета организации, сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в администрации районов в городе Красноярске (по юридическому адресу нахождения организации).

РАЗЪЯСНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Письмо Роструда от 20.11.2015 N 2631-6-1

Указывать в трудовом договоре размер зарплаты в иностранной валюте нельзя

К такому выводу снова пришел Роструд. Если размер оплаты труда сотрудника указан в иностранной валюте или у. е., работодателю грозит предупреждение или административный штраф. Для ИП и должностных лиц компаний он составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

«Письмо» Минтруда России от 03.02.2016 N 14-1/10/В-660

«О размере и сроках выплаты заработной платы, в том числе за полмесяца»

Трудовой кодекс РФ устанавливает требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Указано, что в случае если нормы локальных нормативных актов или коллективного договора противоречат действующему трудовому законодательству, то данные нормы считаются недействительными.

При определении размера выплаты заработной платы за полмесяца следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную им работу).

«Информация» Минтруда России от 10.02.2016

«О применении профессиональных стандартов в сфере труда»

Минтрудом России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов

Сообщается, что характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых законодательно не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Правительство РФ с 1 июля 2016 года будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, компаниями и хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме вышеуказанных, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Отмечается, что наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам либо профессиональным стандартам, если законодательством предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

В этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Информация Минтруда России от 05.04.2016 "По вопросам применения профессиональных стандартов"

Минтрудом России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся применения профессиональных стандартов

Сообщается, в частности, что ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Информация Минтруда России от 05.04.2016

Если по должности полагаются льготы, нужно указать ее название как в профстандарте

Минтруд разъяснил, в каких случаях работодатели обязаны применять профстандарты. К примеру, это необходимо, когда ТК РФ или иной федеральный закон устанавливает компенсации, льготы либо ограничения для работ по определенной должности (профессии, специальности).

При приеме на такую работу необходимо, в частности, чтобы наименование должности и квалификационные требования совпадали с указанными в профстандартах или квалификационных справочниках. Когда должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель может выбрать, какой акт использовать. Не учесть ни один — значит нарушить трудовое законодательство.

Письмо Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465

О применении работодателями профессиональных стандартов

В случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Письмо Минтруда России от 01.07.2016 N 18-2/В-421

Разъяснены особенности направления сведений о приеме на работу бывших госслужащих

Минтруд рассмотрел вопрос о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим. Разъяснения касаются ситуации, когда госорган, в котором гражданин ранее замещал должность, упразднен.

В частности, если ликвидационная комиссия уже завершила работу, данные о заключении договора с бывшим госслужащим направляются правопреемнику упраздненного госоргана. Когда правопреемников несколько, следует учитывать, какие функции переданы каждому из них. Указанные сведения предоставляются госоргану, выполняющему функции, с реализацией которых были связаны должностные обязанности бывшего госслужащего.

Отметим, работодатель должен сообщать о заключении с бывшим госслужащим трудового договора или гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. руб. в месяц. Речь идет о гражданах, ранее замещавших определенные должности государственной или муниципальной службы. Правило действует, если после увольнения со службы прошло не более двух лет.

Письмо Минтруда России от 16.09.2016 N 14-2/В-888

Об установлении работникам обязанности вежливого обращения с клиентами и дисциплинарных взысканиях за ее нарушение

В письме отмечается, что Трудовой Кодекс не содержит положений, содержащих термин "вежливое обращение".

Вместе с тем Минтруд полагает, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Письмо Минтруда России от 23.09.2016 N 14-1/ООГ-8532

Работодателю достаточно отразить зарплатные дни в ПВТР без дублирования в иных документах

Установить даты выплаты зарплаты можно в любом из документов — в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, трудовом договоре. К такому выводу пришел Минтруд. Но с учетом практики судов и мнения Роструда лучше отражать даты в ПВТР.

До 3 октября документы, в которых закрепляются зарплатные дни, перечислялись в ТК РФ через запятую. Минтруд учел это и отметил, что они равнозначны. С 3 октября между коллективным и трудовым договорами появилось "или". Вероятно, так законодатель подтвердил: работодатель сам может выбрать, в каком из документов указать даты выплаты зарплат.

Право выбора подчеркивают и суды. Например, Верховный суд Удмуртской Республики весной 2016 года решил, что работодатель может установить даты выплаты зарплаты как в одном, так и в нескольких документах.

О равнозначности документов еще в 2012 году говорил Роструд. Однако он отмечал, что закреплять зарплатные дни предпочтительнее именно в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). В организации может вовсе не быть коллективного договора, а трудовой договор регулирует только отношения с конкретным работником.

Инспекции труда тоже порой предписывают работодателям установить даты выплаты зарплат в ПВТР, и суды такие решения поддерживают. Примером может послужить Апелляционное определение Магаданского областного суда.

Чтобы избежать подобных споров, работодателю лучше внести даты выплаты зарплат в ПВТР.

Письмо Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1

Юридическое лицо может сообщить в центр занятости о сокращении штата в произвольной письменной форме

Работодатель должен известить органы службы занятости, что собирается уволить сотрудников из-за ликвидации либо сокращения численности или штата. Роструд отметил: для уведомления можно использовать как установленную, так и произвольную форму, но обязательно письменную.

Ведомство уточнило, что законодательство РФ не требует применять конкретную форму уведомления. Закон о занятости лишь перечисляет, какие сведения нужно отразить в таком сообщении. Среди них должность работника, квалификационные требования, условия оплаты труда.

Правительство еще в 1993 году предусмотрело два образца форм — для представления информации о массовом увольнении и для сообщения сведений о высвобождаемых работниках. Свои формы уведомлений порой устанавливают субъекты РФ или даже конкретный центр занятости.

Учитывая подход Роструда, работодатель сам может выбрать, какую форму использовать. Главное — указать в сообщении требуемые сведения.

Организация должна уведомить органы службы занятости не позже чем за два месяца до начала увольнений, связанных с ликвидацией или сокращением. При массовом увольнении такой срок продлевается до трех месяцев.

Письмо Минтруда России от 06.10.2016 N 14-2/ООГ-8948

Отпуск без оплаты сотруднику-инвалиду надо предоставлять в рабочем, а не календарном году

По ТК РФ работник-инвалид имеет право на неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году. При этом нет уточнения, в календарном или рабочем. Минтруд посчитал, что имеется в виду последний. Ведомство сослалось на Правила об отпусках 1930 года. Они действуют в части, которая не противоречит ТК РФ.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев. Отличие от календарного в том, что каждый рабочий год начинается не с 1 января, а со дня, когда сотрудник поступил на работу к конкретному работодателю.

Минтруд не говорит, применим ли подход в сходных ситуациях. Например, можно предположить, что он распространяется и на отпуск за свой счет пенсионерам по старости. По их заявлению работодатель должен предоставить до 14 дней отпуска без оплаты в году. Учитывая мнение Минтруда, и в этой ситуации год нужно отсчитывать со дня поступления на работу.

Письмо Минтруда России от 26.09.2016 N 16-4/В-465

Принимая на работу иностранца, нужно проверить срок действия его полиса ДМС

Этот срок не должен быть меньше срока трудового договора. Минтруд не уточняет, что грозит работодателю, если срок действия полиса все же окажется меньше. Неясно и то, с чем сопоставлять срок полиса ДМС при заключении трудового договора на неопределенный срок.

По общему правилу в трудовом договоре с временно пребывающим в РФ иностранцем или лицом без гражданства нужно указать основания для предоставления ему медпомощи. Это может быть:

  • договор между работодателем и медорганизацией о предоставлении работнику платных медуслуг;
  • договор или полис добровольного медицинского страхования (ДМС).

Последнего случая и касается мнение Минтруда. Если полис ДМС действует меньше, чем трудовой договор, лучше попросить сотрудника представить другой полис. По-видимому, вывод министерства относится к срочному трудовому договору.

Сложнее, если с иностранцем заключается трудовой договор на неопределенный срок — именно так по общему правилу требует поступать ТК РФ. Сравнить срок действия полиса со сроком такого договора невозможно. Минтруд не поясняет, как действовать в этой ситуации.

Письмо министерства не касается случаев, когда данные о ДМС или договоре медуслуг в трудовом договоре отражать не нужно. Например, если на работу принимают гражданина Белоруссии.

Приказ Минтруда России от 31.10.2016 N 589н

"Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках"

Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016 N 44328.

Проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется при наличии печати у организации

Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты…" была отменена обязанность для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ иметь печати. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе организации. В связи с этим проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку и в иных предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, осуществляется при наличии печати. Если у организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

Учитывая изменения трудового  законодательства за 2016 год  — рекомендуем пересмотреть локальные документы, организовать проведение необходимых мероприятий в соответствии с введёнными нормами законодательства.

 

Информация подготовлена специалистами группы компаний «Сфера труда 24» 

  • Аутсорсинг по охране труда
  • Аутсорсинг по кадровому делопроизводству
  • Специальная оценка условий труда
  • Обучение

Тел. (391)202-60-05; 206-96-88, www.сфера-труда24.рф