Замечаний всего пять, в трех из них РСПП предлагает не наращивать объем вмешательства государства в рыночные отношения (не вводить государственное регулирование цен на стройматериалы, не формировать систему государственных застройщиков жилья, не наделять власть полномочиями по определению управляющих компаний для новых многоквартирных домов).

Государственное регулирование стоимости строительных материалов

РСПП не поддерживает включение в стратегию мер по установлению государственного регулирования стоимости строительных материалов и оборудования для строительства объектов по государственному или муниципальному заказу на период кризисных явлений. Свою позицию комиссия обосновала тем, что государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики может привести к дефициту таких строительных материалов и оборудования.

Формирование системы государственных заказчиков в регионах для строительства жилья

Также РСПП выступил против формирования системы государственных заказчиков в регионах для строительства жилья, в том числе с целью переселения из аварийного жилья, а также в целях реализации проектов строительства жилья на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

«В России существует большое число частных застройщиков и подрядных организаций, а с функциями заказчиков строительства жилья, в том числе для переселения граждан из аварийного, успешно справляются региональные органы власти, органы местного самоуправления или уже существующие подведомственные им организации. Поэтому необходимость создания таких государственных организаций вызывает сомнения», – прокомментировал предложение член Бюро Правления РСПП, председатель комиссии РСПП по жилищной политике и президент НОЗА Леонид Казинец.

Определение гарантирующей управляющей организации для новых многоквартирных домов

РСПП также не поддержал содержащееся в проекте стратегии предложение по определению гарантирующей управляющей организации для новых многоквартирных домов, поскольку это приведет к монополизации рынка в пользу «гарантирующих управляющих компаний», определяемых региональной властью.

Как отмечается в заключении профильной комиссии, сегодня большая часть застройщиков имеет налаженные годами партнерские отношения с управляющими компаниями, которые успешно занимаются эксплуатацией новых многоквартирных домов. Многолетняя связь «застройщик-управляющая компания» обеспечивает на практике реализацию подхода по управлению объектом на всех стадиях его жизненного цикла. С другой стороны, собственникам помещений в МКД законом гарантировано право выбрать, в том числе сменить управляющую компанию решением их общего собрания. Предложение сразу после завершения строительства административно определять управляющую компанию для новых МКД разрушает сложившуюся систему и нарушает права собственников помещений в МКД. Члены комиссии обращают внимание, что специфической проблемы качества управления новыми МКД не существует, ее наличие не упоминается в стратегии.

Инвентаризации многоквартирных домов, эксплуатируемых более 50 лет

Раздел по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда РСПП предложил дополнить проведением инвентаризации многоквартирных домов, эксплуатируемых более 50 лет, для включения их в перечень аварийных.

«В проекте стратегии отмечается, что в среднем ежегодно признается аварийным около 2 млн кв. м жилья. Очевидно, что даже в довоенный период в России ежегодно вводилось многоквартирного жилья более 2 млн кв. м, оно эксплуатируется до сих пор, – отметил Леонид Казинец, – Как правило, местная власть сдерживает наращивание объемов аварийных многоквартирных домов, чтобы не портить статистику и не брать на себя дополнительные обязанности. В результате, в стране накопился огромный объем жилья, который юридически может быть признан аварийным, но искусственно не признается таковым. Тем самым проблема сокращения непригодного для проживания жилого фонда перекладывается на плечи будущих поколений. Это неправильный подход».

По мнению членов комиссии, формирование соответствующего реалиям перечня аварийных многоквартирных домов позволит правильно планировать и организовать работу по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, а также простимулирует развитие государственно-частного партнерства в рамках института комплексного развития территорий.

Письмо с предложениями комиссии за подписью Президента РСПП Александра Шохина направлено на имя министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина.

«РСПП активно взаимодействует с Минстроем России при подготовке стратегических документов развития сектора. Многие замечания РСПП по проектам дорожных карт и стратегий были учтены. Надеемся, что и по наиболее значимым предложениями по проекту новой долгосрочной стратегии развития сектора удастся выйти на устраивающие и бизнес, и Министерство формулировки, в том числе по таким чувствительным для компаний темам, как попытки госрегулирования цен», — сказал Президент РСПП Александр Шохин.