31 мая 2023 года в Красноярске состоялась Стратегическая сессия «Трансформация системы подготовки кадров и новые пути развития кадрового потенциала». Мероприятие организовано Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

В стратегической сессии приняли участие Юрий Васильев (Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края), Духанина Любовь Николаевна (член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, председатель Экспертного совета при комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, президент фонда «Национальные ресурсы образования»), Факторович Алла Аркадьевна (заместитель руководителя Национального агентства  развития квалификаций), Киселёва Наталья Ильинична (директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета при Правительстве РФ), Травкин Павел Викторович (заместитель проректора Высшей Школы Экономики, член Совета по данным Федеральной службы по труду и занятости), Деревлёва Марина Петровна (директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре  ОК РУСАЛ), Попов Михаил Владимирович (вице–президент ПАО «Трубная металлургическая компания»), представители профильных министерств и ведомств Красноярского края, руководители предприятий и организаций Сибирского федерального округа, учреждений средне-специального и высшего образования Красноярского края.

Факторович А.

Узюмова Результаты_опроса_компаний

Никитина РСПП. профессионалитет

Травкин Выпускники на РТ_Красноярск_v2

Киселева НИ. Результаты опроса молодежи (2)

Деревлева МП СПП КК

Духанина_Партнерство бизнеса и образования

НСПК-81-23 от 03.05.2023 (1)

 

Заслушав и обсудив вопросы, связанные с составлением рынка труда качеством подготовки кадров и перспективами развития системы профессионального образования в Красноярском крае, эксперты отметили актуальность поднятых проблем и важность их разрешения в целях создания благоприятных условий для технологического и экологического развития Красноярского края.

К числу важнейших приоритетов в области экономического роста можно отнести ускорение технологического развития в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, лесопереработке и лесохимии, транспорте и энергетики, нефтегазодобывающим комплексе и др., нацеленного на использование современных технологий и обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

Для Красноярского края, как и для всей Российской Федерации острой остается проблема «демографического спада» и постепенного нарастания дефицита квалифицированных кадров, способных работать в высокотехнологическом секторе экономики.

Компенсировать этот дефицит мог бы рост производительности труда и увеличение числа высококвалифицированных рабочих мест, что требует значительных инвестиций, в том числе в модернизацию системы образования и подготовки профессиональных кадров.

В условиях изменения требований рынка труда возрастает роль образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в подготовке, прежде всего рабочих кадров и специалистов и квалифицированных, инженерных кадров.

Среди приоритетных задач участники докладчики-спикеры выделили такие как необходимость обновления образовательных программ, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профессиональными предприятиями и организациями, количественного и качественного перечня профессий на основе кадровых потребностей региона.

Проведенные исследования Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края совместно с центром перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового института при Правительстве РФ свидетельствует о том, что, все отрасли экономики испытывают следующие проблемы:

— разрыв между потребностями экономики в рабочих и квалифицированных инженерных кадрах, их реальным наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей;

— слабая эффективность существующей системы формирования контрольных цифр приема;

-недостаточное качество образования и подготовки кадров для активной производственной деятельности;

— отсутствие возможности полноценного проведения всех видов практик;

— старение педагогических кадров;

-необходимость модернизации учебно-материальной базы образовательных учреждений;

— утечка молодежи и профессиональных кадров в другие регионы;

— слабая профессиональная работа в школах и недостаточное развитие системы наставничества;

— низкая престижность рабочих профессий и инженеров;

В ходе обсуждения участники подчеркнули особую роль исполнительной власти в координации и коммуникационном взаимодействии предприятий и организаций с системой профессионального образования на уровне Правительства и отраслевых министерств и ведомств. Для решения вышеперечисленных проблем, участники стратегической сессии предложили:

  1. Правительству Красноярского края рассмотреть возможность разработки комплекса мер, стимулирующих организации реального сектора экономики инвестировать средства в развитие системы профессионального образования, в том числе принятие краевого закона о налоговом вычете.
  2. Правительству Красноярского края рекомендовать рассмотреть вопросы по развитию инструментов укрепления взаимодействия профессиональных образовательных организаций с отраслевыми объединениями работодателей в части определения потребности в рабочих и инженерных кадрах по отраслям экономики с учетом требований к их профессиональной ориентации.
  3. Предложить работу по развитию системы мониторинга качества подготовки профессиональных кадров ГИА- НОК.
  4. Правительству Красноярского края рассмотреть возможность создания сети образовательных центров профориентационной работы по приоритетным профессиям с детьми и молодежью.
  5. Правительству Красноярского края рассмотреть возможность создания рабочих групп при министерствах по сближению образовательных и профессиональных квалификаций (стандартов) и проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и инновационной экономики.
  6. Правительству Красноярского края рассмотреть возможность разработки методики потребности отраслей экономики в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
  7. Объединениям работодателей оказывать содействие в реализации федеральных программ (проектов) «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», профориентационная работа и наставничество, проведении проф. конкурсов «Профессионалы» и др.
  8. Участвовать в тиражировании и практическом применении новых методик определения профессионального опыта и потенциала работников при приеме на работу.
  9. Расширение отраслевых проектных программ по целевому набору студентов с целью получения квалифицированных специалистов с новыми профессиональными комплектациями.
  10. Подготовка и тиражирование новых (передовых) образовательных программ инженерно-технического уклона для системы профессиональной ориентации в школах общего образования с последующим получением образования в высшем учебном учреждении технической направленности (кластерный подход).
  11. Обеспечить государственное финансирование учебных комплексов и лабораторий через взаимодействие с бизнесом по федеральной программе «Передовые инженерные школы» с целью обеспечения доступа студентов, учащейся молодежи к современному, производственному, научному оборудованию, программному и техническому обеспечению.
  12. Популяризации и повышению престижности рабочих профессий через федеральную программу «Профессионалы».
  13. Популяризации престижа инженерных направлений обучения в рамках единых государственных экзаменов для массового поступления школьников и студентов СПО в технические учебные учреждения.
  14. Распространение и оказание мер государственной поддержки работодателям, применяющим модели «государство-работодатель-университет-студенты», направленные на выявление талантов и раскрытие потенциала студентов и учащейся молодежи с использованием передовых методологий, Центров компетенций и других проектов АНО «Россия- страна возможностей».