614 марта 2013г. в МВДЦ «Сибирь» в рамках II Красноярского торгового форума состоялось заседание круглого стола на тему «Бытовое обслуживание населения: управление развитием, проблемы и перспективы». Участие в работе круглого стола приняли: министр промышленности и торговли Красноярского края Александр Климин, председатель СППКК Михаил Васильев, заместитель Главы г. Красноярска Татьяна Зеленская, депутаты Законодательного Собрания края, Красноярского Городского совета, представители УФАС по краю, Крайстата, Роспотребнадзора, руководители предприятий сферы бытового обслуживания.

Основная цель круглого стола  — подготовка информации и материалов для написания концепции и программы развития сферы бытового обслуживания населения в Красноярском крае.

Как отметил в приветственном слове Александр Климин, «в качестве первого шага навстречу друг другу мы расцениваем объединение усилий по подготовке и проведению форума, в котором участвуют представители бизнеса и профессиональных ассоциаций, в том числе Союз промышленников и предпринимателей края, а также представители власти как Красноярского края, так и города Красноярска. Задача, стоящая перед форумом и сегодняшним круглым столом, — выработать согласованную политику по вопросам нормативно-правового регулирования, в частности, бытового обслуживаниям населения, которая станет моделью работы нашего министерства в данном направлении».

Как считает председатель СППКК Михаил Васильев, бытовое обслуживание – это наиболее пострадавшая отрасль экономики края, которая лишилась крупных производственных комплексов, огромных коллективов, соответственно, и население лишилось возможности получать целый комплекс услуг. «Я считаю, что государственная и муниципальная политика способна решить масштабные задачи – предоставлять земельные участки, финансировать строительство помещений, сдавать их в аренду, может отслеживать потребность в бытовых услугах и ориентировать бизнес для развития. Это одна из важнейших задач министерства промышленности и торговли Красноярского края, и необходимо внести эти пункты в программу действий ведомства, начиная уже с этого года», — подчеркнул Васильев.

Заместитель директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвитяи РФ Надежда Кузнецова, специально приехавшая для участия в Торговом форуме, проинформировала участников круглого стола о сегодняшнем состоянии отрасли бытовых услуг. «С 1991 года начался полных крах отрасли. В период рыночных преобразований бытовое обслуживание претерпело значительные изменения – крупные вертикально — интегрированные производственные объединения прекратили своё существование и в настоящее время сфера услуг в основном представлена предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. На сегодняшний день, помимо закона о похоронном деле, иных нормативных документов по бытовому обслуживанию в России, к огромному сожалению, не существует. В 1998 году был не поддержал высшими органами власти РФ закон «О государственном регулировании бытового обслуживания населения». И только закон «О ремесленной деятельности» может воплотиться в жизнь. В 40 регионах РФ уже существуют Ремесленные палаты», — отметила Кузнецова.

По ее информации, в 2008 году объем оказываемых бытовых услуг в Красноярском крае к уровню 2007 года вырос на 18,4%, а в 2010 году (к 2009 году) – всего на 5,8%. «Мы наблюдаем тенденцию к снижению по темпам в Красноярском крае, и в 2012 году она очевидна», — заметила Кузнецова. На сегодняшний день более 50% всех бытовых услуг составляет ремонт и строительство жилья, а также ремонт и обслуживание автотранспорта.

Что касается роста цен в отрасли, то, по словам Надежды Кузнецовой, в Красноярском крае в 2008 году он составил 18%, в  2010 году – 5,8%, в 2012 году – 5%.

Данные статистики озвучила и заместитель руководителя  Крайстата Анна Захарчук: «В 2012 году объем бытовых услуг в крае вырос на 1% по сравнению с 2011 годом, и составил в денежном выражении 6,9 млрд. рублей. Значительная доля оказываемых в данной отрасли услуг по-прежнему принадлежит ремонту автотранспорта, строительству и ремонту жилья, обслуживанию бытовой техники».

Свои предложения по решению проблем в отрасли высказал директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае» Василий Моргун. По его мнению, необходимо придать бытовым услугам отраслевой характер и отделить бытовое обслуживание от малого бизнеса (особенно это касается ремесленничества). «Бытовое обслуживание – это основа развития промышленности в целом. И пока у нас не будет стратегии, не будет и развития отрасли», — подчеркнул Моргун. По его мнению, государственная поддержка должна быть направлена на созданию конкурентных преимуществ: «Нужно преодолеть отсутствие отраслевого подхода следующим путем – поддержать краевые бренды, то есть создать  собственные торговые марки и их в дальнейшем продвигать».

 По общему мнению участников круглого стола, существующая налоговая система и принятые нормативно-правовые акты по страховым взносам не способствуют развитию предпринимательства: после увеличения страховых взносов наблюдается тенденция сокращения субъектов предпринимательства, растёт доля «теневой» экономики; не осуществляется мониторинг состояния сферы бытового обслуживания населения, качества производимых товаров и оказываемых услуг; на федеральном, региональном, муниципальном уровнях власти не созданы ответственные структуры, способные координировать и решать проблемы бытового обслуживания населения.

По итогам работы круглого стола была принята за основу Резолюция, в которой, в частности, рекомендуется:

  1. Губернатору Красноярского края, Правительству Красноярского края, главам муниципальных образований рассмотреть вопросы регулирования бытового обслуживания (территориальной доступности, качества услуг, налогообложения, аренды земли и муниципального имущества, тарифов, качества подготовки кадров и т.д.). Через проводимые исследовательские работы, на основании данных статистики и мониторинга обеспечить стратегическое и оперативное управление данной сферой, т.е. приступить к разработке концепции и программ развития.
  2. Для успешного развития рынка бытовых услуг необходимо эффективное взаимодействие объединений предпринимателей, потребителей и органов власти:

—    в проведении  работ по организации мониторинга состояния сферы услуг;

—   в организации разработок и публичного обсуждения проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования потребительского рынка и т.д.;

—   в успешной адаптации и подготовки современных профессиональных кадров и организации учебных центров профессиональных квалификаций на базе передовых предприятий отрасли;

—  в создании центра независимой оценки уровня профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионального образования.

—   в продвижении товаров и услуг местных товаропроизводителей, организации выставочно-ярмарочной деятельности.