Роль налога на доходы физических лиц и имущественных налогов в бюджетной системе края в цифрах.

nalog

За 12 месяцев 2015 года в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков Красноярского края поступило 353 млрд. рублей налоговых доходов. Из них на налог на доходы физических лиц приходится 16,2 процента или 57,3 млрд. рублей. НДФЛ является третьим по значимости налогом в бюджетной системе РФ.

Для консолидированного бюджета Красноярского краяНДФЛ является основным доходным источником, на его долю приходится 53% от поступающих доходов, в связи с чем, вопрос обеспечения поступления НДФЛ находится на особом контроле в Федеральной налоговой службе и в налоговых органах края.

По имущественным налогам за 2015 год поступило 21,9 млрд. рублей или 6,2 процента от общих поступлений по краю.

Не смотря на то, что имущественные налоги занимают только пятую позицию в общих поступлениях в консолидированный бюджет Российской Федерации, по краевому бюджету и бюджетам муниципальных образований они являются вторым по значимости доходным источником.

Кроме того, плательщиками имущественных налогов в крае являются практически все юридические и физические лица, а эта самая большая категория плательщиков.

Какие изменения внесены в налоговое законодательство, которые должны обеспечить увеличение поступлений НДФЛ в бюджетную систему края?

  1. Первое изменение, которое мы ждали уже долгое время, это то, что у нас появился полноценный камеральный налоговый контроль в отношении налоговых агентов, производящих выплату гражданам заработной плату иисчисляющих удерживающих и перечисляющих НДФЛ в бюджет.

Федеральным законом 02.05.2015 № 113-ФЗ введена обязанность для налоговых агентов предоставлять ежеквартально отчет об исчисленных и удержанных суммах НДФЛ. Подавать в налоговые органы расчет по форме 6-НДФЛ должны все лица, признаваемые налоговыми агентами по НДФЛ, поскольку исключений из данного правила по категориям налоговых агентов не предусмотрено.

Так, Минфин России отметил, что расчет сумм НДФЛ представляется всеми организациями — налоговыми агентами независимо от основания, по которому они были признаны таковыми. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, признаваемые налоговыми агентами по НДФЛ, обязаны представлять по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ. Такой же подход и к индивидуальным предпринимателям, которые признаны налоговыми агентами при выплате доходов физическим лицам.

Основой для заполнения формы 6-НДФЛ являются начисленные и выплаченные доходы физическим лицам, предоставленные им налоговые вычеты, а также информация по суммам исчисленного и удержанного НДФЛ.

Непредставление формы 6-НДФЛ в налоговый орган по месту учета карается штрафом в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Одним из видов наказания за непредставление расчета сумм НДФЛ также является блокировка счетов налогового агента в банке и переводов его электронных денежных средств, если просрочка представления такого расчета составляет более 10 рабочих дней.

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента):

  • о суммах начисленных и выплаченных им доходов;
  • о предоставленных им налоговых вычетах;
  • об исчисленных и удержанных суммах налога;
  • о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Таким образом, если раньше сумму задолженности по НДФЛ налоговые органы могли анализировать только в апреле-мае следующего года на основании сведений 2-НДФЛ, теперь в карточке расчётов с бюджетом эта сумма формируется ежеквартально.

Это позволяет своевременно начинать мероприятия по принуждению налоговых агентов к перечислению в бюджет сумм, удержанных с физических лиц, пресекая порочную практику использования в обороте предприятия недоперечисленных в бюджет платежей.

2. Второе большое изменение это введение системы уплаты НДФЛ по неудержанному налоговым агентом налогу на основании налогового уведомления.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ внесены в налоговый кодекс положения, о том, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Данные положения будут применяться к правоотношениям по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц за налоговые периоды начиная с 2016 года.

В этой связи ФНС России планирует изменить в 2016 году форму сводного налогового уведомления на уплату имущественных налогов, направляемого физическим лицам, и включить в него так же расчет по налогу на доходы физических лиц.

Это позволит налоговым органам не напрягать налогоплательщиков – физических лиц получивших доходы, с которых налоговый агент не смог удержать НДФЛ,в части привлечения их к сдаче декларации зачастую из-за незначительных сумм налога менее 300 рублей, и в тоже время люди смогут на основании полученного уведомления исполнить свою обязанность перед бюджетом.

3. Третье изменение которое так же должно увеличить поступления по НДФЛ, это то, что с 2016 года в Налоговый кодекс внесены изменения-введена ст. 217.1 в которой изменен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, после которого доходы от его реализации освобождаются от налогообложения. Теперь он составляет пять лет.

При этом минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества три года сохраняется, в случае если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком одним из следующих способов:

  • в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
  • в результате приватизации;
  • в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Одновременно в целях предотвращения занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже физическим лицом объекта недвижимого имущества предусматривается исчисление налога с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена продажа, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в случае, если доходы налогоплательщика от его продажи ниже этой величины.

В связи с чем, налоговая база по сделкам с недвижимостью право собственности на которое зарегистрировано после 01.01.2016 будет считаться как 70% от кадастровой стоимости объекта или цене сделки по данным Росреестра минус 1 млн. рублей имущественный вычет.

Сейчас недобросовестные граждане построили целый бизнес по перепродаже квартир, указывая в договорах сумму сделки гораздо ниже реальной цены объекта, тем самым они минимизируют свои доходы и уходят от уплаты налогов, с введением указанных изменений налоговые органы смогут реально оценить сумму сделки и доначислить при необходимости НДФЛ.

Что касается имущественных налогов, то на текущий период приходится активная фаза реформирования законодательства об имущественных налогах.

В рамках проводимого в настоящее время реформирования имущественных налогов и перехода в дальнейшем на исчисление налога на имущество организаций и физических лиц на основе кадастровой стоимости Управлением ФНС России по Красноярскому краю совместно с органами исполнительной власти края в течение 2013-2015г. рассматривался вопрос о возможности введения на территории края налога на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Распоряжением Правительства края от 28.03.2014 № 189-р создана рабочая группа для подготовки предложений по разработке проектов правовых актов Красноярского края, необходимых для реализации на территории края статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данной статьей определено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества может определяться как их кадастровая стоимость.

Установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость только в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, с обязательным размещением соответствующей информации на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

До настоящего времени нормативный правовой акт в Красноярском крае не принят, перечень объектов не сформирован. Действующим Законом края «О налоге на имущество организаций» не предусмотрено исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Работа по формированию соответствующего перечня продолжается, возможно в следующем году наш край перейдет на новый порядок исчисления налога на имущество организаций на основе кадастровой стоимости.

При этом Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 г. N 15-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края (в ред. от 26.02.2013 N 64-п) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Красноярского края, состоящих на кадастровом учете по состоянию на 1 июня 2011 года, средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Красноярского края, минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Красноярского края.

Что касается налогообложения недвижимого имущества физических лиц, то с 2015 года действует новая гл. 32 НК РФ "Налог на имущество физических лиц". Целью ее введения является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.

Для обеспечения равенства налогообложения и защиты социально не защищенных категорий граждан на федеральном уровне предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.

На основании статьи402 Кодекса переход к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости осуществляется по решению субъекта Российской Федерации. При этом право перехода к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предоставлено субъектам Российской Федерации до 1 января 2020 года.

Для оценки возможных последствий установления на территории Красноярского края особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости проведен сравнительный анализ потенциальных налоговых поступлений от налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости и действующего налога на имущество физических лиц для каждого из муниципального района и городского округа, а также проведен анализ налоговой нагрузки для собственников типовых объектов налогообложения различных видов при исчислении налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости и при исчислении действующего налога на имущества.

На основе проведенного анализа подготовлены рекомендации для муниципальных образований края по основным положениям нормативного правового акта представительных органов муниципальных образований о введении в действие налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости.

Еще раз обращу внимание на то, что законодательством определены основные элементы нивелирования налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости:

  • предусмотрены вычеты из налоговой базы;
  • снижены предельные размеры налоговых ставок;
  • предусмотрены льготы;
  • предусмотрено плавное увеличение нагрузки.

Налоговая база от кадастровой стоимости определяется:

а) в отношении квартиры — как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

б) в отношении комнаты — как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты;

в) в отношении жилого дома — как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

г) в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) — как его кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 000 000 руб.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков после введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрены временные понижающие коэффициенты (от 0,2 до 0,8).

В отношении объектов, налоговая база по которым будет определятся исходя из их кадастровой стоимости, ставки не могут превышать значений, указанных в п. 2 ст. 406 НК РФ:

— 0,1 процента — для жилых домов и помещений, объектов незавершенного строительства (если проектируемое назначение объекта — жилой дом), единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы с одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, а также хозпостроек или строений площадью не более 50 кв м. на дачных (садовых, огороднических) участках и участках, предоставленных для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства. Нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) данная ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (п. 3 ст. 406 НК РФ);

— 2 процента — для недвижимости с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. и объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, поименованной в этом перечне;

— 0,5 процентов — для всех прочих объектов налогообложения.

Согласно п. 5 ст. 406 НК РФ все названные ставки могут быть дифференцированы на местном уровне в зависимости от определенных оснований (например, кадастровой стоимости объекта, его вида или места нахождения).

В настоящее время исчисление налога на имущество физических лиц в Красноярском крае производится с применением в качестве налоговой базы инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент – дефлятор и регламентируется положениями главы 32 Налогового кодекса.

Как и прежде, налогоплательщиками признаются физлица — собственники имущества, являющегося объектом обложения (ст. 400 НК РФ). К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках (п. 2 ст. 401 НК РФ)), жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения. Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Перечень льготных категорий граждан не претерпел существенных изменений по сравнению с перечнем, который действовал ранее.

При этом скорректирован порядок предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц. Во-первых, льгота предоставляется только в отношении объектов налогообложения, не используемых в предпринимательской деятельности. Во-вторых, независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика. Если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление. В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате.

Согласно п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, которые используются в качестве художественных галерей, мастерских, студий для творческих деятелей (пп. 14 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ);

4) хозяйственное строение или сооружение, площадью до 50 кв. метров расположенные на дачных участках (пп. 15 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ);

5) гараж или машино-место.

Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору

Налог на имущество физических лиц является местным, поэтому субъектам РФ и представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по установлению налога, дополнительных льгот и налоговых ставок.

Для сведения, в 2016 году налоговые органы страны перешли на работу в программном комплексе нового поколения АИС Налог-3, который позволит произвести начисление имущественных налогов физическим лицам централизованно на уровне федерации. Для решения этой задачи все налоговые органы в текущем году произвели выгрузку из баз данных местного уровня на федеральный уровень информации обо всех объектах налогообложения и налогоплательщиках края, в так называемое федеральное хранилище данных.

В настоящее время в ФНС России централизованно запущен процесс промышленного массового расчета имущественных налогов и в последующем подготовлена база для массовой печати и рассылки сводных налоговых уведомлений через ФКУ Налог-Сервис.