Подписано 10 февраля 2017 года в г.Красноярске.
Краевое трехстороннее соглашение
 

Соглашение

по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на 2017 2019 годы

 
Настоящее соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на краевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Правительства Красноярского края, Красноярского краевого союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевых объединений работодателей, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили
на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» настоящее краевое трехстороннее соглашение (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Красноярском крае (далее — край) в 2017 – 2019 годах и совместные действия сторон по их реализации.
Стороны определяют в числе приоритетных целей Соглашения:
  • поддержание социальной стабильности на территории края;
  • создание условий для дальнейшего развития социального партнерства
  • на краевом, территориальном и локальном уровнях;
  • проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества и уровня жизни работников и их семей, создание новых рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда, повышение уровня доходов, рост производительности труда, повышение уровня занятости и обеспечение условий стабильного осуществления предпринимательской деятельности.
Стороны принимают на себя совместные и индивидуальные  обязательства
 
1. Экономическая политика
 
Стороны обязуются:
1.1. Содействовать созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории края, и становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.2. Разрабатывать и реализовывать государственные программы и проекты, направленные на поддержку и развитие отраслей экономики и организаций края, освоение и расширение производства конкурентоспособной продукции.
1.3. В пределах представленных полномочий и в соответствии с законодательством проводить согласованную политику по вопросам формирования тарифов в сфере транспортного обслуживания, а также
в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения).
1.4. Содействовать созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств.
1.5. Содействовать созданию высокотехнологичных кластеров
по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий.
1.6. Содействовать реализации мер по росту производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости выпускаемой местными организациями продукции в целях повышения объемов ее реализации.
1.7. Обеспечить своевременное взаимное информирование о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, рейдерства в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории края.
1.8. При реорганизации, реструктуризации, а также банкротстве предприятий заключать соглашения между работодателями и профсоюзами с обязательным согласованием с органами исполнительной власти края вопросов трудоустройства, гарантий и компенсаций высвобождаемых работников.
1.9. Развивать системы трудового и профессионального соревнования, направленные на рациональное использование режимов труда и отдыха, повышение качества продукции, работ и услуг, укрепление трудовой
и производственной дисциплины.
1.10. В целях модернизации производства и внедрения наукоемких технологий содействовать развитию научно-технического потенциала образовательных организаций профессионального образования, научных организаций, выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе инновационной направленности.
1.11. Содействовать развитию сферы бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта.
 
Правительство края обязуется:
1.12. В целях улучшения инвестиционного климата содействовать разработке и реализации комплекса мер по упрощению процедур технологического присоединения к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Красноярском крае.
1.13. При формировании налоговой политики учитывать общую фискальную нагрузку на бизнес с целью создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности, развития новых производств, повышения конкурентоспособности продукции, импортозамещения.
1.14. Обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
1.15. Способствовать созданию условий для расширения продаж продукции организаций, зарегистрированных на территории края, как на краевом рынке, так и за его пределами.
1.16. Содействовать внедрению новых разработок (технологий, образцов), расширению производств региональных организаций, характеристики которых сопоставимы с характеристиками лучших иностранных образцов или которые превосходят их, а также определять формы такого внедрения.
1.17. Не допускать возникновения просроченной кредиторской задолженности Красноярского края перед организациями края, а также предусматривать в краевом бюджете средства на погашение кредиторской задолженности до ее полной ликвидации.
1.18.  Создавать налоговые и неналоговые механизмы, способствующие субъектам предпринимательства реализовывать потенциал своего развития.
1.19. С целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательской деятельности на территории края считать приоритетной задачей увеличение объема закупок для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
1.20. При заключении соглашений с крупными налогоплательщиками одним из положений предусматривать обязательство организации развивать кооперационные связи путем размещения заказов среди субъектов малого
 и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории края.
1.21. Проекты нормативных правовых актов, повышающих налоговые ставки, размеры налогов, устанавливающие новые обязанности или иным способом изменяющие положение работодателей в очередном календарном году, подлежат обязательному размещению на официальном сайте Красноярского края — едином краевом портале «Красноярский край» (www.krskstate.ru) в установленном порядке.
1.22. Вести постоянную и эффективную работу по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства.
1.23. Принимать меры для обеспечения продовольственной безопасности населения края, участвовать в рейтинговой оценке качества и безопасности пищевых продуктов, производимых на территории края
и ввозимых из-за пределов края.
1.24. Проводить работу по восстановлению платежеспособности финансово неустойчивых сельскохозяйственных организаций.
1.25. Оказывать содействие развитию кредитных механизмов на финансирование работ по замене, капитальному ремонту и модернизации лифтов в многоквартирных домах.
1.26. Ежегодно предусматривать в краевом бюджете субсидии юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с  государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом, внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом, перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока в соответствии с законодательством Красноярского края.
1.27. В целях улучшения транспортного обслуживания населения края в пределах полномочий осуществлять организацию транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
1.28. Содействовать обновлению подвижного состава общественного транспорта (в том числе городского электрического транспорта).
1.29. Устанавливать  тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта в порядке, установленном краевым законодательством.
Пересмотр тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом  осуществляется в соответствии с действующим законодательством Красноярского края, предусматривающим расходы на оплату труда исходя из  среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника по Красноярскому краю по отрасли «Транспорт».
Пересмотр тарифов на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется по представлению перевозчиками обосновывающих документов, предусматривающих расходы на оплату труда работников согласно действующему  отраслевому соглашению по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации.
1.30. Приглашать представителей профсоюзов и объединений работодателей на заседания совещательных органов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.31. Рассматривать вопросы об изменении организационно-правовой формы и формы собственности организаций бюджетной сферы с предварительным уведомлением в письменном виде соответствующих территориальных организаций профсоюзов.
 
Профсоюзы обязуются:
1.32. Участвовать в организаторской работе в трудовых коллективах, направленной на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции, создание и развитие системы трудового и профессионального соревнования.
1.33. Осуществлять контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы работников.
 
Работодатели обязуются:
1.34. Способствовать увеличению объемов договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для собственного производства организациями, расположенными на территории края.
1.35. Обеспечить действенные меры по стабилизации и развитию производства, улучшению финансового положения организаций, наиболее полному использованию мощностей и площадей, выпуску конкурентоспособной продукции.
1.36. Содействовать деятельности сельских товаропроизводителей
по обеспечению населения края качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.
1.37. Обеспечить реализацию права соответствующих профсоюзных органов знакомиться с документами в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.38. Проводить консультации с представителями профсоюзов при принятии решения о выводе части трудового коллектива в аутсорсинг с последующим заключением соглашения об уровне оплаты труда, социальных гарантиях работникам подразделений, предполагаемых к выводу в аутсорсинг.
1.39. Осуществлять оказание технической помощи изобретателям и рационализаторам по внедрению в производство изобретений и рацпредложений.
1.40. Заключать с работником – автором изобретения в случае инициативы последнего, в оформлении права авторства на изобретение,  в установленном законодательством порядке, соглашение об оказании содействия в изготовлении документации и опытных образцов, условиях на право пользования и распоряжения изобретением.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
1.41. Создавать условия для обеспечения инвестиционной привлекательности организаций.
1.42. Систематически анализировать состояние дел и прогнозировать экономическую ситуацию в отраслях экономики края.
1.43. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров, в системах коммунальной инфраструктуры края и обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
1.44. Содействовать разработке и практическому внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции и производственных процессов, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
Всесторонне поддерживать развитие научно-технического творчества, рационализаторства и изобретательства.
1.45. Содействовать обеспечению постоянного информационного обмена между малыми и крупными организациями края с целью развития внутрикраевой кооперации, увеличения объемов заключаемых договоров
на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства.
1.46. В рамках государственных программ края:
  • стимулировать муниципальные образования края в вопросах развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне;
  • обеспечить развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • развивать систему микрофинансирования и предоставления поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.47. Не допускать необоснованного повышения цен и тарифов
на уголь, нефтепродукты, другие энергоносители, тепловую и электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством.
1.48. Включать в состав наблюдательного совета при автономном учреждении представителя выборного органа первичной профсоюзной организации.
 
Профсоюзы и работодатели обязуются:
1.49. Активно привлекать работников к изобретательской
и рационализаторской деятельности, способствующей росту эффективности производства, в том числе проведению конкурсов:
  • лучшее изобретение, рационализаторское предложение;
  • лучший коллектив (подразделение) по изобретательству
  • и рационализации;
  • лучший изобретатель, рационализатор.
 
2. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
 
Стороны обязуются:
2.1.  Принимать согласованные меры, обеспечивающие:
  • повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на региональном, отраслевых и территориальных рынках труда;
  • повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда;
  • оптимизацию привлечения иностранных работников с учетом развития экономики края и роста производительности труда, соблюдая приоритет трудоустройства жителей края;
  • развитие трудовой мобильности рабочей силы;
  • расширение сфер занятости;
  • создание новых, модернизацию действующих рабочих мест для жителей края;
  • развитие механизмов социального партнерства на рынке труда;
  • снижение социальной напряженности в территориях, где сложилась критическая ситуация на рынке труда;
  • сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.
2.2.  Прогнозировать и предупреждать ситуации, которые могут привести к массовым увольнениям работников.
2.3.  В случае предстоящего массового увольнения работников проводить взаимные консультации представителей сторон социального партнерства по вопросам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций заключать соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения и определяющие источники и объемы их финансирования.
2.4. Считать критериями массового увольнения работников
из организаций:
а) увольнение в связи с сокращением численности или штата работников в следующем количестве:
для организаций с численностью до 100 человек:
10 и более человек в течение 30 календарных дней;
30 и более человек в течение 90 календарных дней;
для организаций с численностью от 101 до 500 человек:
30 и более человек в течение 30 календарных дней;
60 и более человек в течение 90 календарных дней;
для организаций с численностью от 501 до 3000 человек:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 90 календарных дней;
для организаций с численностью от 3001 и более человек:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 90 календарных дней;
б) ликвидацию организации (прекращение деятельности
работодателем – физическим лицом) с численностью работающих 15 и более человек.
2.5. Организовывать проведение мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих профессий, включая разъяснительную и информационную работу о возможности подготовки квалифицированных рабочих кадров путем организации профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, использование возможностей социальной рекламы, проведение акций, конкурсов профессионального мастерства, ежегодного краевого смотра-конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства», регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
2.6.  Участвовать в развитии системы профессиональных квалификаций на территории края, включая независимую оценку квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016
№ 238-ФЗ «О  независимой  оценке  квалификаций», применение профессиональных стандартов.
 
Правительство края обязуется:
2.7.  Обеспечить проведение мониторинга увольнения работников
в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, а также неполной занятости работников организаций по видам экономической деятельности и муниципальным образованиям края.
2.8. Обеспечить организацию подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях с учетом потребности рынка труда в квалифицированных кадрах и требований работодателей (включая целевую подготовку кадров).
 
Работодатели обязуются:
2.9. Осуществлять профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами (соглашениями), способствовать повышению доли высококвалифицированных работников.
2.10. Обеспечить информирование соответствующих профсоюзов о предполагаемых структурных изменениях, полной или частичной приостановке производства и других действиях, влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда работников в организациях края и у индивидуальных предпринимателей.
В случаях предполагаемого массового высвобождения работников информировать профсоюзы и Правительство края.
2.11.  В приоритетном порядке заполнять вакантные рабочие места трудовыми ресурсами края (при прочих равных условиях).
2.12. Учитывать мнение соответствующих профсоюзов при привлечении и использовании иностранной рабочей силы организациями и индивидуальными предпринимателями.
2.13. Оказывать содействие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в подготовке квалифицированных специалистов.
2.14. Обеспечивать своевременное представление информации в органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в организациях, у индивидуальных предпринимателей и выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
2.15. Принимать меры по повышению качества и привлекательности рабочих мест для квалифицированных специалистов, созданию достойных условий труда.
2.16. Участвовать в формировании прогноза кадровой потребности экономики края, принимать меры по повышению достоверности прогнозных данных о долгосрочной кадровой потребности предприятий.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
2.17. При разработке и реализации инвестиционных проектов на территории края предусматривать создание высокопроизводительных рабочих мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов из числа местного населения.
2.18. Осуществлять прогнозирование и мониторинг кадровой потребности экономики края в разрезе видов экономической деятельности, уровня профессионального образования, укрупненных групп специальностей и направлений подготовки с целью определения объемов подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
2.19. Совершенствовать систему подготовки кадров с учетом развития экономики края.
2.20. Содействовать заключению соглашений между организациями и научными учреждениями, образовательными организациями высшего образования, предусматривающих возможность использования материально-технической базы организаций для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стажировки молодых специалистов.
2.21. Создавать условия и содействовать организации производственной практики обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, развитию наставничества.
2.22. Создавать условия и содействовать трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной специальности (профессии) и их закреплению в организациях края.
2.23. Содействовать организации временных рабочих мест (включая оплачиваемые общественные работы, занятость лиц, испытывающих трудности в поиске работы, занятость подростков в свободное от учебы время).
2.24. Содействовать трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (категории предусмотрены действующим законодательством), в том числе трудоустройству инвалидов в пределах установленной квоты и на оснащенные рабочие места.
2.25. Проводить работу по повышению профессионального уровня менеджеров высшего и среднего звена организаций края.
2.26. Принимать меры, направленные на смягчение негативных социальных последствий высвобождения работников в территориях, где сложилась критическая ситуация на рынке труда, участвовать в создании новых рабочих мест при высвобождении работников.
 
Профсоюзы и работодатели обязуются:
2.27. Включать в коллективные договоры:
  • обязательства по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников;
  • положения, способствующие повышению привлекательности рабочих мест;
  • льготы и преимущества для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законодательством в целях создания условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
3. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения
 
Стороны обязуются:
3.1. На всех уровнях социального партнерства совместно стремиться:
  • к соответствию оплаты труда его результатам и сложности;
  • повышению минимальной заработной платы в организациях и у индивидуальных предпринимателей до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в крае;
  • уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, сокращению уровня дифференциации населения по доходам;
  • повышению реальных доходов работающего населения, в том числе реальной заработной платы.
3.2. Ежегодно проводить коллективные переговоры по заключению регионального соглашения, устанавливающего размер минимальной заработной платы в крае.
3.3. В организациях и у индивидуальных предпринимателей, где минимальная месячная заработная плата не достигает величины прожиточного минимума, разрабатывать программу ее поэтапного повышения совместно с отраслевыми профсоюзами.
3.4. Публиковать в средствах массовой информации сторон социального партнерства краевого уровня установленную Правительством края величину прожиточного минимума.
3.5. Не допускать снижения среднемесячной заработной платы работников организаций и у индивидуальных предпринимателей относительно уровня, сложившегося в предыдущем финансовом году
с учетом условий оплаты труда, установленных действующими законами края, нормативными правовыми актами, коллективными договорами, локальными нормативными актами, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников, объемов выполнения работ, добросовестного выполнения ими работ той же квалификации.
 
Правительство края обязуется:
3.6. При регулировании тарифов организациям коммунального комплекса на краевом уровне рассчитывать расходы на оплату труда работников согласно действующему  отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
3.7. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать расходы работодателей на оплату труда согласно действующему отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации при регулировании экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере в соответствии с действующим законодательством.
3.8. Заработную плату работников краевых государственных учреждений увеличивать (индексировать) в соответствии с Законом края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».
 
Работодатели обязуются:
3.9. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющими деятельность в крае, обеспечить начисление и выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии с положениями трудового законодательства.
3.10. Выплачивать выходное пособие при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного
по инициативе работодателя в соответствии с нормами трудового законодательства, предусмотрев в коллективном договоре, локальном нормативном акте иной период для расчета средней заработной платы для указанного случая.
3.11. Выплачивать молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы
в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, если они прожили в этих районах
не менее пяти лет.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
3.12. Предоставлять лицам, работающим в северных районах края, в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск, установленный Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», продолжительностью:
  • в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;
  • в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;
  • в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент
  • и процентная надбавка к заработной плате, – 8 календарных дней.
3.13. Выплачивать работникам организаций, а также работникам, состоящим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, расположенных в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, районный коэффициент к заработной плате в размере 1,30.
3.14. При реформировании организаций способствовать сохранению гарантий работникам, установленных отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами.
3.15. Обеспечить своевременную и в полном объеме выплату текущей заработной платы работникам организаций и индивидуальных предпринимателей не реже чем каждые полмесяца в сроки, определенные коллективными договорами, локальными нормативными актами.
3.16. В случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке работники, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в соответствии с Конвенцией
от 01.07.1949 № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы», федеральным законодательством.
 
Профсоюзы и работодатели обязуются:
3.17. Не снижать уровень реальной заработной платы работникам организаций внебюджетного сектора экономики и у индивидуальных предпринимателей,  периодически индексируя тарифные ставки (оклады)
не реже одного раза в год в сроки и размерах, установленных в отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах и локальных нормативных актах.
3.18. При заключении коллективных договоров на локальном уровне предусматривать:
  • конкретные сроки выплаты заработной платы;
  • сроки (графики) ликвидации возникшей задолженности по заработной плате;
  • соблюдение условий отраслевых тарифных, краевого (территориального) трехстороннего соглашений;
  • обязательства по обеспечению прав и законных интересов изобретателей и рационализаторов.
3.19. Предусматривать в коллективных договорах установление доли тарифной (окладной) части заработной платы с компенсационными выплатами от общего уровня заработной платы работника
не ниже 50 процентов.
 
Профсоюзы обязуются:
3.20. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края и имеющих первичные профсоюзные организации.
3.21. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края и имеющих первичные профсоюзные организации.
3.22. Продолжить работу с Правительством края
по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы края.
 
4. Социальная политика
 
Стороны обязуются:
4.1. В соответствии с Федеральными законами от 27.11.2002 № 156-ФЗ
«Об объединениях работодателей», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» обеспечить паритетное участие работодателей и профсоюзов в управлении территориальными государственными внебюджетными фондами.
4.2. Эффективно использовать средства Фонда социального страхования, бюджетные средства, средства организаций и профсоюзов на организацию отдыха и лечения работников и членов их семей, отдыха
и оздоровления студентов, детей и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Способствовать развитию и реализации государственной политики в сфере культуры.
4.4. Принимать участие в финансировании социально-культурных, спортивных, оздоровительных мероприятий и в реализации мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
4.5. Участвовать в разработке и реализации государственных программ по развитию образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, содействия занятости населения.
4.6. Создавать у каждого работодателя, где имеются первичные профсоюзные организации, комиссии по социальному страхованию и пенсионным вопросам. Оказывать содействие созданным в организациях советам ветеранов.
4.7. Ежегодно организовывать и проводить спартакиады и другие культурно-массовые мероприятия  среди работников организаций края.
4.8. Ежегодно проводить смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы среди организаций Красноярского края.
4.9. Оказывать содействие медицинским организациям в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения (начиная с 21-летнего возраста и далее с трехлетним интервалом) в части предоставления возможности для прохождения работниками медицинских обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту жительства (прикрепления) работника.
4.10. Создавать условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивать профессиональное обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
4.11. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
4.12. Создавать условия для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения.
 
Правительство края обязуется:
4.13. Обеспечить соблюдение законодательно установленных прав граждан на социальную защиту, доступность гарантируемого объема социальных услуг для населения края, сохранение уровня социальных гарантий, транспортной доступности.
4.14. Обеспечить предоставление населению края бесплатной медицинской помощи в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае.
4.15. С целью получения жителями края максимально полной информации о жизни региона, в том числе о развитии социального партнерства, предоставлять краевым государственным автономным учреждениям – редакциям газет и краевому государственному автономному учреждению «Дирекция краевых телепрограмм», учрежденных органами исполнительной власти края, субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг по информированию населения
о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края, распространение иной официальной и социально значимой информации.
4.16. Предусмотреть в пределах объема субсидии на выполнение государственных заданий в краевых государственных учреждениях и объема субвенции бюджетам муниципальных образований Красноярского края
на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по социальному обслуживанию населения финансирование расходов, связанных с выплатой компенсации стоимости проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) работникам учреждений социального обслуживания, чья профессиональная деятельность связана с разъездами
при обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.17. Реализовывать программы по обеспечению граждан, имеющих детей дошкольного возраста, местами в дошкольных учреждениях в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования».
4.18. Обеспечивать в пределах выделенных бюджетных ассигнований на финансовый год предоставление бесплатных путевок для детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных семей и других категорий детей в соответствии с Законом края от 07.07.2009 № 8-3618 «Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае», Законом края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Красноярском крае».
 
Работодатели обязуются:
4.19. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать возможность:
  • организации и проведения мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах;
  • предоставления гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в профессиональных образовательных организациях
  • и образовательных организациях высшего образования.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
4.20.  Обеспечивать финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности.
4.21. Предусматривать финансирование на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников в лечебных и оздоровительных учреждениях в соответствии с условиями коллективных договоров и соглашений.
4.22.  На основании статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации оплачивать лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающим членам их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) один раз в два года за счет средств работодателя стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
 
Профсоюзы обязуются:
4.23. Осуществлять общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
4.24.  Оказывать консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов.
 
5. Охрана труда и здоровья населения, экологическая безопасность
 
Стороны обязуются:
5.1.  Продолжить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда и пожарной безопасности работодателей, специалистов и работников организаций и у индивидуальных предпринимателей.
5.2. Проводить семинары-совещания по вопросам охраны труда с участием представителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, организаций и индивидуальных предпринимателей.
5.3. Содействовать проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах.
5.4.  Содействовать развитию института уполномоченных лиц по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
5.5.  Организовывать мероприятия по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и экологической безопасности.
5.6. Содействовать проведению мероприятий по обеспечению доступности получения услуг в области охраны труда.
5.7. Осуществлять разработку, принятие и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма
и профессиональных заболеваний, а также на сокращение численности рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
5.8. Организовывать проведение краевых смотров-конкурсов в сфере охраны труда.
5.9. Проводить сбор информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории края.
5.10. Организовывать проведение мероприятий по привлечению внимания к проблемам безопасности труда в рамках Всемирного дня охраны труда.
5.11. Осуществлять информирование населения о состоянии условий
и охраны труда и экологической безопасности.
 
Правительство края обязуется:
5.12. Содействовать определению специалистов в области охраны труда в органах исполнительной власти края, имеющих подведомственные учреждения.
5.13. Осуществлять координацию организации обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда на территории края, в том числе реализовывать меры по совершенствованию комплексной подготовки работодателей и работников по охране труда с использованием современных технологий на базе аккредитованных в установленном порядке обучающих организаций.
 
Профсоюзы обязуются:
5.14. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, происшедших с членами профсоюза, и в рассмотрении трудовых споров в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации об охране труда.
5.15. Оказывать информационную, методическую и консультационную помощь профсоюзным организациям и работодателям в области охраны труда.
5.16. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по улучшению условий и охраны труда и своевременно направлять информацию в контрольно-надзорные органы, работодателям
и Правительство края о нарушениях в данной сфере.
5.17. Осуществлять методическое руководство работой комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза и иных уполномоченных работниками представительных органов.
 
Работодатели обязуются:
5.18. Обеспечить приобретение и выдачу работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и межотраслевыми правилами, предоставление работникам, занятым
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций согласно действующему законодательству и коллективному договору.
5.19. Выплачивать лицам, имеющим законное право на возмещение вреда, связанного со смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве, единовременное пособие на каждого иждивенца в размере
и порядке, установленных в коллективных договорах, но не менее 20 минимальных размеров оплаты труда.
5.20. В случае установления работнику инвалидности вследствие несчастного случая на производстве либо установления профессионального заболевания работодатель обязуется единовременно выплачивать пострадавшему компенсацию в размере и порядке, установленных
в коллективных договорах, но не менее:
  • 12 минимальных размеров оплаты труда – при 1-й группе инвалидности;
  • 9 минимальных размеров оплаты труда – при 2-й группе инвалидности;
  • 6 минимальных размеров оплаты труда – при 3-й группе инвалидности.
5.21. Сообщать обо всех происшедших на производстве несчастных случаях:
в органы местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого произошел несчастный случай;
  • в орган исполнительной власти края, осуществляющий государственное управление охраной труда;
  • в Федерацию профсоюзов Красноярского края.
5.22.  Результаты расследования несчастных случаев на производстве рассматривать с участием выборного органа первичной профсоюзной организации.
5.23. Предоставлять уполномоченным по охране труда, членам комитетов (комиссий) по охране труда не менее одного часа в неделю с сохранением заработной платы для осуществления в рабочее время возложенных на них обязанностей по контролю состояния и условий охраны труда.
5.24. При приеме на работу обеспечивать информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, степени риска повреждения здоровья, средствах индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ и о размерах полагающихся им компенсаций.
5.25. Осуществлять комплекс мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, содействовать внедрению в организациях края системы управления профессиональными рисками.
5.26. Принимать меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
5.27. Обеспечить проведение обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5.28. Разрабатывать мероприятия по охране труда (программы, планы, соглашения и др.) с объемом их финансирования в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Конкретные размеры финансирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
 
Профсоюзы и работодатели обязуются:
5.29. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по улучшению условий и охране труда.
5.30. Продолжить работу по созданию служб, комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
 
6. Развитие социального партнерства
 
Стороны обязуются:
6.1. Способствовать развитию социального партнерства, созданию территориальных трехсторонних комиссий, разработке и заключению трехсторонних соглашений в муниципальных образованиях края.
6.2. Продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности в систему социального партнерства.
6.3. Приглашать представителей сторон социального партнерства краевого уровня при рассмотрении вопросов социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на заседания Правительства края, Федерации профсоюзов края, правлений краевых объединений работодателей.
6.4. Руководствоваться настоящим Соглашением, отраслевыми и территориальными соглашениями как важнейшим инструментом поддержания социального мира. Способствовать разработке и заключению коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
6.5. Продолжить обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам проведения коллективных переговоров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
6.6. Содействовать заключению отраслевых, отраслевых тарифных соглашений на уровне края и муниципальных образований.
6.7. Принимать меры по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, содействовать организации и деятельности на предприятиях комиссий по трудовым спорам.
6.8. Ежегодно проводить краевой смотр-конкурс по развитию социального партнерства среди организаций и муниципальных образований края.
6.9. Ежегодно рассматривать итоги развития социального партнерства на краевых конференциях с приглашением всех заинтересованных лиц.
6.10. Освещать в средствах массовой информации и на официальных сайтах сторон вопросы развития социального партнерства, выпускать информационные и методические материалы, пропагандирующие принципы согласования интересов работников и работодателей в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
6.11. Содействовать ежеквартальному выпуску и популяризации журнала «Социальное партнерство. Практика региона», в котором официально публиковать материалы и решения краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
Правительство края обязуется:
6.12. Обеспечивать представление сторонам социального партнерства разрабатываемых органами исполнительной власти края проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и других актов в сфере труда для рассмотрения и обсуждения в соответствии с трудовым законодательством.
6.13. Обеспечивать участие представителей сторон в работе комиссий, рабочих групп, образованных Правительством края, органами исполнительной власти края, при рассмотрении социально-трудовых
и связанных с ними экономических вопросов.
6.14. При принятии решения о предоставлении государственной поддержки рекомендовать учитывать отсутствие задолженности по выплате заработной платы, выполнение обязательств коллективных договоров
и соглашений, участие в системе социального партнерства.
 
Профсоюзы обязуются:
6.15. При разрешении коллективных трудовых споров отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур, рассматривая забастовку как последний способ разрешения коллективного трудового спора.
6.16. Инициировать заключение коллективного договора в каждой организации, которая имеет первичную профсоюзную организацию, осуществлять контроль за его выполнением.
6.17. Не организовывать и не поддерживать проведение забастовок, коллективных трудовых споров и иных массовых выступлений, происходящих в период действия настоящего Соглашения, по включенным
в него обязательствам, при условии выполнения сторонами этих обязательств.
 
Работодатели обязуются:
6.18. Представлять по запросу представителей работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений.
6.19. Признавать необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, оказывать содействие созданию и функционированию профсоюзов в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
6.20. При наличии письменных заявлений работников – членов профсоюза ежемесячно одновременно с выдачей заработной платы бесплатно перечислять на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы.
6.21. Не допускать задолженности по перечислению первичным профсоюзным организациям удержанных профсоюзных взносов.
 
Правительство края и работодатели обязуются:
6.22. Обеспечить участие представителей работников в обсуждении планов социально-экономического развития.
6.23. Предусматривать при заключении коллективных договоров порядок и сроки предоставления представителям выборных профсоюзных органов времени с сохранением заработной платы для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, краткосрочной профсоюзной учебы.
 
Правительство края и профсоюзы обязуются:
6.24. Продолжить практику согласования документов на награждение государственными и правительственными наградами с соответствующими краевыми (территориальными) организациями профсоюзов.
 
Работодатели и профсоюзы обязуются:
6.25. При приеме на работу знакомить работника с коллективным договором, действующим в организации, отраслевым тарифным соглашением.
 
Заключительные положения
Соглашение заключено на 2017 – 2019 годы и вступает в силу после его подписания сторонами.
Соглашение действует в отношении:
  • всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;
  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;
  • органов исполнительной власти в пределах взятых ими на себя обязательств;
  • всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеуказанными работодателями.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам настоящего Соглашения, то составляется протокол разногласий.
Контроль за выполнением Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, соответствующий орган по труду, уполномоченный Правительством края.
Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия прекратить выполнение принятых на себя обязательств в одностороннем порядке.
В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию сторон.
Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно рассматривает результаты выполнения Соглашения и информирует жителей края о ходе выполнения настоящего Соглашения через средства массовой информации.
Соглашение открыто для присоединения всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края.
Для присоединения полномочные представители работодателей направляют каждой из сторон Соглашения письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
Стороны несут ответственность за нарушение или невыполнение Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
 
Первый заместитель Губернатора Красноярского края –
председатель Правительства   Красноярского края                                                                             В.П. Томенко
 
Председатель Красноярского краевого союза организаций профсоюзов 
«Федерация профсоюзов Красноярского края»                                                                                     О.Х. Исянов
 
Президент некоммерческого партнерства работодателей
«Союз товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края»                                                 Р.Г. Галеев
 
Исполнительный директор
Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края
(Регионального объединения работодателей)                                                                                В.Н. Андрияшкин